Яшма

Яшма — горная порода, состоящая из мельчайших агрегатов кварца (до 80—90%), сцементированных кварцем различной зернистости и халцедоном, окрашенных в разные цвета благодаря наличию в них тонкорассеянных примесей. В зависимости от состава примесей — хлорита, актинолита, эпидота, граната, карбонатов, пирита, магнетита, гематита и т. д. — яшмы приобретают самую разнообразную окраску. Это очень плотные, вязкие и твердые породы (твердость 6.5—7.5), прекрасно принимающие полировку и хорошо режущиеся алмазными пилами.

Яшма одно из чудес природы, она известна человеку издавна. Твердые, непрозрачные камни персы называли «яшм», афганцы — «яшаб», греки — «яспис». Уральские кустари яшмой называли любую породу, будь то кварцит, порфир, агат, лишь бы камень хорошо полировался. Трудами известных петрографов Мурчисона, Розе, Антипова было положено начало минералогическому изучению яшмы. Микроскопическое изучение позволило открыть секрет красивейшего и разнообразного рисунка яшм. Его создавали и спутанный войлок актинолита, и неравномернозернистый кварц с халцедоном, окаменелые скелеты радиолярий, и зерна магнетита, лимонита, гематита, тончайшие чешуйки хлорита, нежные зерна эпидота.

Своим рождением яшма обязана морю, вулканам, огромному давлению и температуре в недрах земли. Представим себе нашу планету в петшол палеозоя (несколько сотен миллионов лет назад), когда процессы силурийского горообразования в недрах кирпично-красных материков, возвышающихся среди моря, привели к его обмелению. Позднее, в девоне, на дне моря происходило отложение останков морских обитателей и занесение илом скелетов радиолярий, ветвей мшанок, стеблей морских лилий, песка и, наконец, пропитывание их солями кремнезема и ока¬менение. Миллионы лет скапливались осадки на дне моря. Море отступало, осадки уплотнялись, образовывали складки и растрескивались. Все это дополнительно пронизывалось пузыристой порфиритовой лавой, пеплом подземпых извержений и перекрывалось осадками. Лава спаяла осадки, насытив и пропитав их кремнеземом. Непрестанно происходило преобразование разнородных осадков под дыханием пузыристых лав и кремнистых растворов. Так из некогда рыхлого осадка образовалась плотная яшма. Мы не знаем других пород, которые были бы так разнообразны по своей окраске, как яшма. Все богатство красных тонов воплощено в яшме: темно- и кроваво-красные, сургучные, красно-коричневые, вишневые, розовые, розово-желтые. Кроме красного наиболее распространенными цветами яшмы являются зеленый, желтый, оранжевый, черный, серый, серо-фиолетовый, голубовато-зеленый, но никогда не встречается чисто синий.

Названия яшмам чаще всего дают по характеру их окраски, причем различаются одноцветные яшмы (серые, красные, желтые и фиолетовые) и пестрые (ленточные, полосчатые, брекчиевидные, крапчатые, парчовые и т. д.), или по внешнему сходству с некоторыми предметами — сургучная, кирпичная, фарфоровая, копеечная, или же по местности, где они добываются.

Особенно богат яшмами Южный Урал. На протяжении 500 км от р. Миасс на севере до г. Орска на юге с небольшими перерывами яшмы прослеживаются полосой до 50 км ширины, зажатые в толщах диабазовых покровов, вулка¬нических туфов и в метаморфических сланцах палеозоя.

Так, в верховьях р. Миасс разбросаны обнажения разнообразных цветов яшм: от кроваво-красных и кирпичных до черных. Здесь встречается нежно-палевая яшма с дендритами (аушкульская), пестрая ленточная (тунгатаровская), рисунчатая, напоминающая схемы крепостей и линий окопов на старинных планах (фортификационная, или бастионная) и синевато-черная яшма (мулдакаевская) с удивительной мягкостью синеватых и пепельных тонов.

Далее на юг, на берегу оз. Калкан у подножия горы Сабинды обнажаются монолиты серой и нежно-зеленоватой (калканской) яшмы. Это одна из лучших яшм, отличающаяся однородностью, вязкостью и прочностью на истирание и давление. Более 170 лет назад на Петергофской и Екатеринбургской гранильных фабриках начали делать вазы из этой яшмы, допускавшей выделку тонких рисунков па изделиях. Старые мастера оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камне¬резного искусства из калканской яшмы, хранящиеся ныне в Эрмитаже и других музеях России.

Еще южнее залегают античная, или ямская, яшма, состоящая из зеленовато-желтых и буро-красных лент, и ленточные яшмы — кувандыкская, маломуйнакская и бер-кутинская. С ленточной тунгатаровской яшмой связано становление глиптики (резьбы но камню), для которой она незаменима.

У деревни Наурузово (б. Кушку ль да) добывается знаменитая коричнево-зеленая яшма, где темно-красные полосы перемежаются с густо- или ярко-зелеными. Кушкульдинская яшма является венцом ленточных яшм. Она отличается необычайной насыщенностью буро-красных и зеленых тонов, а также живописными раздувами и сужениями. Из этой яшмы в одном из залов Эрмитажа (зал Леонардо да Винчи) установлены четыре колонны, выполненные на Екатеринбургской гранильной фабрике в 1853 г. мастером Г. Налимовым.

Поразительна грандиозная чаша-храм, сделанная из кушкульдинской яшмы Я. Коковиным в 1827 г. на Екатеринбургской фабрике. Чаша находится в Эрмитаже перед входом в дворцовую церковь. Сделана она не из монолита, а иэ кусочков яшмы но способу русской мозаики и издали похожа на храм античного ордера. Очень широкая овальная чаша, покоящаяся на шести великолепных опорах, создает впечатление крыши храма. Сочные темно-зеленые ленты, перемежаясь с коричневыми, располагаются на колоннах почти горизонтально, а внутри сосуда они, плавно изгибаясь, как бы переливаются через край.

От деревни Наурузово дальше к югу, вдоль восточного склона Урала тянется полоса красной яшмы с белыми пятнами и полосами кварца. Это также всемирно известная уразовская яшма, за которой укрепилось неправильное название «мясной агат». Из нее изготовлялись крупные чаши и вазы на Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Так, в 1804 г. колыванский мастер Ф. В. Стрижков сделал из этой яшмы великолепную полусферическую вазу. Годом позже из той же яшмы была изготовлена амфоровидная ваза. Обе вазы установлены в Эрмитаже.

В районе г. Орска среди многочисленных месторождений разнообразных яшм особенно знаменита гора Полковник с ее неповторимыми пейзажными яшмами. Свыше 200 разновидностей яшм насчитывается в этом районе. А. Е. Ферсман особенно высоко ценил орские яшмы Южного Урала, которые считал «крупнейшей оригинальной достопримечательностью Урала и национальным богатством нашей страны». Он писал: «Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень» (Ферсман, 1954, с. 333).

Еще в 1609 г. знаток камня Боэций де Боот отмечал, что цветные яшмы иногда так естественно передают леса, поляны, деревья, тучи и реки, что на некотором расстоянии их можно принять не за камни, а за нарисованные картины.

Два столетия работали гранильные фабрики Петергофа и Екатеринбурга. Уральские кустари на материале уральских яшмовых месторождений оставили нам неповторимые по красоте, вкусу образцы камнерезного искусства.

Другой не менее важной яшмовой «провинцией» является Алтай с его разнообразными месторождениями яшм. В 1760 г. на поиски алтайских яшмовых камней отправился геолог и инженер Петр Шаньгин. Им было открыто большинство известных сейчас месторождений яшм Алтая. Знаменитые коргонские яшмы этого района (серо-фиолетовые, красные и копейчатые), так называемые коргонские порфиры, а также сургучные, черные и белые с дендритами в действительности представляют собой не яшмы, а являются окварцованными излившимися породами. Они встречаются в очень крупных блоках, пригодных для об-лицовок, а также для изготовления крупных чаш, ваз, колонн. Много художественных изделий из коргонского фиолетового порфира хранится в Эрмитаже и Павловском дворце-музее.

Среди алтайских яшм заслуженной популярностью пользуются редкой красоты ревневская (в 50 км от г. Колывани) и гольцовская. Эти светло-зеленые породы характеризуются пестрым узором в виде волн или желто-зеленых пятен, создающих причудливые рисунки. Такая яшма хороша в крупных вещах. Так, из ревневской яшмы выполнена самая большая в мире чаша овальной формы, хранящаяся в Эрмитаже. Каменный монолит весом в 200 т добыт для нее в 1829 году а 50 км от Колыванской гранильной фабрики. Сотни рабочих в течение 80 дней перетаскивали монолит на двор фабрики. Над вазой работали на заводе свыше 14 лет. Изготовлением вазы по проекту архитектора А. П. Мельникова занималось 400 рабочих. Готовую вазу по воде и железной дороге везли в Петербург 7 месяцев. Окончательный ее вес составил 1270 пуд. и 8 фунтов, высота ее была 2.6 м, большой диаметр 506 см и малый около 3 м.

Из серо-зеленой ревневской яшмы на Колыванской гранильной фабрике выполнена также гробница Алек-сандра II весом в 5 т, находящаяся в соборе Петропав¬ловской крепости в Санкт-Петербурге.

Одна из лучших яшм залегает на скалистом хребте Карадаг в Крыму. По сочности и разнообразию окраски эти яшмы напоминают окаменелую радугу с малиново-красным, сиреневым, коричневым, желтым, зеленым цветами и тончайшими переходами. Карадагские яшмы богаты пейзажными рисунками, в которых наблюдается пестрая смена цветов, создающих замысловатые узоры. Особенно эффектны зеленые яшмы с кроваво-красными пятнышками гематита, так называемый гелиотроп — поворачивающийся к солнцу. С этим камнем связано немало легенд. Из гелиотропа вырезались различные амулеты, перстни-печатки, миниатюрные иконы.

На Карадаге в 1960 г. киевским геологом В. А. Супрычевым найдена редкая по красоте парчовая яшма. Цвет ее коричнево-желтый, золотой или розово-сиреневый с великолепными черными, иногда розовыми ветвящимися узорами.

Необходимо остановиться на одном зеленом камне из вулканических пород Карадага, так называемом трассе, или черноморите. Трассы используют для поделок, так как своей твердостью и легкой обрабатываемостью они походят на яшму. Карадагский трасс очень декоративен. Цвет его изменяется от голубоватого до зеленого и коричневого. Вставки ярко-зеленого трасса, похожего на амазонит, используются в ювелирных изделиях, Кроме того, он применяется как облицовочный и орнаментальный материал. Запасы его на Святой Горе и прилегающих пляжах практически неисчерпаемы.

Многочисленные месторождения яшм известны во всем мире.

Читайте похожие статьи:

Немного о рубине
Перламутр
Сапфир – бархат синего неба

А также:

Нам важно Ваше мнение!

Расскажите нам, что Вы думаете...
ах да, Вы можете использовать картинку в Ваших комментариях, узнайте больше на сайте gravatar!